Финансовые обязательства | НААУ

Головна цитата

Как построить работу с клиентами, чтобы не нарушать ни закон о финансовом мониторинге, ни адвокатскую тайну?

Публікація

Финансовые обязательства

13:56 Ср 12.02.20 Автор : Валентин Гвоздій 3962 Переглядів Версія для друку

Осуществление адвокатской деятельности после введения новых процедур финансового мониторинга может вызвать некоторые трудности для адвокатов и их клиентов. Чтобы соблюсти требования нового закона и не нарушить базовые принципы адвокатской деятельности — адвокатскую тайну и право клиента на защиту, необходимо детально изучить правила и подготовиться к их внедрению. На это у адвокатов остается ­буквально несколько месяцев.

Напомню: 28 декабря 2019 года был официально опубликован Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-ІХ, принятый 6 декабря 2019 года (Закон). Он вступает в силу через четыре месяца после дня опубликования — 28 апреля 2020 года, за исключением абзаца 3 подпункта 9 пункта 6 раздела Х.  Стоит напомнить, что Закон является специальным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность, связанную с финмониторингом. Под финансовым мониторингом подразумевается совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного и государственного финансового мониторинга для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Для адвокатских бюро, адвокатских объединений и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, данный Закон порождает много актуальных вопросов, а именно: как изменилось регулирование правового статуса адвоката? на какие подводные камни необходимо обратить внимание при работе с клиентами, чтобы не нарушать ни Закон, ни адвокатскую тайну? не перешли ли законодатели тонкую грань между независимостью адвокатуры и соблюдением новых стандартов осуществления деятельности, связанной с финансовым мониторингом?

В частности, подпунктом «г» пункта 7 части 2 статьи 6 Закона адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, кроме лиц, оказывающих услуги в рамках трудовых отношений, отнесены к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга. Любопытно, что действующий закон о финмониторинге в число субъектов включает адвокатов без уточнения формы осуществления профессиональной деятельности.

Ход законодателя с вынесением за скобки адвоката, находящегося в трудовых отношениях, вполне понятен. Это позволит «внутренним» юристам (адвокатам, у которых единственный клиент — их работодатель) не быть субъектами финансового мониторинга.

Вместе с тем адвокатам следует помнить, что Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» устанавливает только три формы осуществления адвокатской деятельности. Соответствующие услуги клиенту адвокатом оказываются исключительно на основании договора об оказании правовой помощи (такой договор заключается адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, или адвокатским объединением — стороной сделки выступает адвокатское объединение или адвокатское бюро). Лица, имеющие статус адвоката, но работающие по трудовым контрактам в юридических лицах, не являющихся адвокатскими бюро или объединениями, обязаны строго соблюдать требования законодательства об адвокатуре и налогового законодательства.

Работа по трудовым договорам в компаниях, отличных от адвокатских бюро и объединений, на должностях юрисконсульта или любых иных, не является адвокатской деятельностью, и такого адвоката нельзя считать субъектом финмониторинга. Ситуация меняется, если адвокат заключает договор об оказании правовой помощи со своим работодателем — в таком случае он становится субъектом первичного финмониторинга.

Закон значительно расширил перечень обязанностей субъектов первичного финансового мониторинга, к которым относятся и адвокаты, дополнив его следующими пунктами:

— обеспечение надлежащих организаций и проведения первичного финансового мониторинга для выявления возможных пороговых и подозрительных финансовых операций;

— обеспечение функционирования надлежащей системы управления рисками и применения риск-ориентированного подхода;

— осуществление проверки новых и уже существующих клиентов, обеспечение мониторинга финансовых операций клиента;

— информирование специально уполномоченных органов о подозрительных финансовых операциях или попытках их проведения независимо от суммы немедленно после возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения, а также об отличиях между сведениями о конечных бенефициарных собственниках клиента, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, и информацией, полученной в результате осуществления надлежащей проверки клиента, не позднее десятого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором были обнаружены расхождения.

Отныне при проверке клиента нужно обеспечивать постоянную актуализацию данных, документов и информации о клиенте, его конечном бенефициаре, установлении цели и характера будущих деловых отношений.

Адвокатам необходимо обратить внимание, что новым Законом был увеличен размер суммы пороговых операций, о которых необходимо уведомлять Государственную службу финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг) в течение трех дней. Пороговыми теперь будут считаться операции, сумма каждой из которых равна или превышает 400 тыс. грн (ранее — 150 тыс. грн включительно), а для субъектов хозяйствования, оказывающих услуги в сфере лотерей и/или азартных игр, — 30 тыс. грн, либо эквивалент этих сумм в иностранной валюте, банковских металлах, других активах на момент проведения такой операции, и которые связаны с обращением наличности (внесением, переводом, получением средств (займа), переводом денег за границу (в том числе в офшорные зоны, определенные Кабинетом Министров Украины), а также касаются политически значимых лиц (включая членов их семьи и/или связанных с ними лиц), клиентов из государств, не выполняющих рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в антилегализационной сфере.

При этом у субъектов первичного финмониторинга остается обязательство немедленно уведомлять о подозрительных операциях или попытке их проведения независимо от их суммы. Подозрительными в этом контексте считаются операции, в отношении которых субъект финмониторинга имеет подозрение или веские основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны либо касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Исполнение обязанностей субъектами первичного финансового мониторинга обеспечивается адвокатскими бюро, адвокатскими объединениями и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, если они действуют от имени или по поручению клиента и участвуют в любой финансовой операции, помогают клиенту осуществлять или планировать операции по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными юридическими образованиями (это новое требование), открытию и/или управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах, купле-продаже недвижимости или управлению имуществом при финансировании строительства жилья, купле-продаже субъектов хозяйствования и корпоративных прав, управлению средствами, ценными бумагами или другими активами клиента, привлечению средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечения их деятельности или управления ими.

Обязательства по финмониторингу возлагаются на адвокатов только в случае участия в указанных финансовых операциях клиента, и этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

В случае оказания услуг, которые не относятся ни к одному из перечисленных видов, у адвоката не возникает обязательств субъекта финмониторинга, а раскрытие в таком случае любой информации об услугах адвоката конкретному клиенту является прямым посягательством на неприкосновенность и защиту адвокатской тайны.

Важно также обратить внимание на то, что Законом одновременно предоставлено право адвокатским бюро, адвокатским объединениям и адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, не исполнять обязанности по осуществлению надлежащей проверки клиента и не уведомлять специально уполномоченные органы о своих подозрениях в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их профессиональной (адвокатской) тайны, если такая информация имеет привилегию на сохранение как служебная, а также при оказании услуг по защите клиента, представительстве интересов клиента в судебных органах и в процедурах досудебного урегулирования споров, консультировании по вопросам защиты или представительства клиента.

Также адвокатам необходимо учесть, что при обмене информацией, являющейся тайной финансового мониторинга, ее раскрытие и защита осуществляются в соответствии с Законом. В частности, субъектам первичного финансового мониторинга, подавшим специально уполномоченным органам информацию о финансовой операции и ее участниках, запрещается сообщать об этом лицам, принимавшим участие в ее осуществлении, и любым третьим лицам. Однако в случае если адвокаты, адвокатские бюро и объединения пытаются отговорить клиента от осуществления деятельности с нарушением законодательства, такое раскрытие не будет нарушением указанных ограничений.

Статьей 18 Закона предусмотрено, что государственное регулирование и надзор в сфере антилегализации в отношении адвокатских бюро, адвокатских объединений и адвокатов, занимающихся адвокатской деятельностью индивидуально, обеспечивается Министерством юстиции Украины. Минюст обязан осуществлять такой надзор в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок (в частности, безвыездных) в порядке, установленном КМУ. Вместе с тем Законом добавлена обязанность Минюста обеспечивать предоставление методологической, методической и другой помощи адвокатам по вопросам сферы действия и применения Закона.

Выполняя требования Закона, адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, должны строго соблюдать адвокатскую тайну. Поэтому Законом значительно усложняются отношения адвоката с клиентом, ведь определено, что даже о своих предположениях субъекты первичного финансового мониторинга обязаны сообщать в специально уполномоченные органы. Законом также усилены меры воздействия на субъектов первичного финансового мониторинга, значительно повышены размеры штрафов и расширены основания для их применения.

Например, за нарушение требования по осуществлению проверки предусмотрен штраф до 12 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за препятствование субъекту государственного финансового мониторинга в осуществлении им надзора — до 20 000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

После вступления Закона в силу для адвокатских бюро, адвокатских объединений и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, важно будет, исполняя обязанности субъекта финмониторинга, не нарушать права клиента на защиту. Однако стоит помнить, что, согласно предписаниям статьи 22 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», предоставление адвокатом в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом, информации центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не является нарушением адвокатской тайны. Кроме того, адвокат не несет дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление такому органу власти информации о финансовой операции, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам, и за другие действия, если он действовал в рамках Закона.

В ближайшем будущем Национальная ассоциация адвокатов Украины намерена подготовить рекомендации адвокатам относительно новых правил финансового мониторинга.

Статья опубликована на сайте издательства «Юридическая практика»

Автор публікації: Валентин Гвоздій

 

Інші публікації автора

Вестник:№1-2 січень-лютий 2024 - Вісник;
Міжнародна благодійна допомога для НААУ;
Стратегія НААУ 2021-2025;
Доступ до адвокатської професії -;
Рекомендації щодо захисту професейних та;
АНАЛІЗ ПОРУШЕНЬ ПРАВ ТА ГАРАНТІЙ;
Навчальні продукти для адвокатів;
НеВестник 4

Категорії

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл