Головна цитата
«Мы настроены на высочайший уровень юридического мастерства», — партнеры АО «Солодко и Партнеры» Злата Симоненко и Евгений Солодко рассказали о качествах, необходимых для достижения успеха в уголовно-правовой практике.
Публікація
Мастер спора
Защита по уголовным делам уже несколько лет относится к числу наиболее динамично развивающихся практик на украинском рынке юридических услуг. Одна из сильнейших в настоящее время команд, специализирующихся в этой сфере, сформировалась в адвокатском объединении «Солодко и Партнеры». Недавно фирма объявила о расширении партнерства— до статуса партнера была повышена адвокат Злата Симоненко. О спросе на уголовно-правовую защиту, конкуренции и «партнерской карьере» рассказали Злата Симоненко и Евгением Солодко, управляющим партнером АО «Солодко и Партнеры», заместитель председателя Комитета защиты прав и гарантий адвокатской деятельности в интервью газете «Юридическая практика»
— Каковы мотивы расширения партнерства? Когда вы осознали, что нужен еще один партнер?
Евгений Солодко (Е.С.): Мотив был достаточно эгоистичным— создать фирму, которая меня переживет. Не секрет, что многие яркие компании на юридическом рынке достаточно быстро угасают после того, как от дел отходят их основатели. Естественно, что реализация такого мотива без партнеров невозможна. Пока я периодически задумывался над этим вопросом, сотрудники фирмы профессионально развивались, росли, и я видел желание развивать уже созданное. Так появился партнер, им стала Елена Сотник. Мы довольно удачно дополняли друг друга, но события Майдана оказали на нашу фирму серьезное влияние— Лена ушла работать в парламент, и я остался один. После нескольких лет совместного партнерства так работать оказалось непросто. Но жизнь не стоит на месте, и именно в нашем коллективе вырос новый партнер — Злата Симоненко, которая пришла к нам девять лет назад студенткой первого курса университета.
Злата Симоненко (З.С.): Девять лет назад, будучи первокурсницей юридического факультета КНУ им. Тараса Шевченко, я пришла в юридическую компанию стажером-юристом, а сейчас я партнер этой компании. Цель партнерства была поставлена давно, и при чутком руководстве Евгения Солодко я достигла уровня партнера. Для меня очень важным показателем в компании было то, что не только юристы развиваются, но и партнеры постоянно учатся чему-то новому. Евгений всегда открыт к новым идеям и инновациям, в компании четко прослеживается «искусство личного примера». Помню его ключевую фразу после собеседования: «Если ты думаешь, что после получения диплома юриста твое обучение закончилось, знай: ты только начинаешь изучать право». Рада, что он увидел во мне потенциал, и теперь мы партнеры по бизнесу.
— Есть ли у вас свой секрет взращивания партнеров? Что можете посоветовать коллегам?
Е.С.: Вы очень удачно подобрали определение — взращивание. Хотя советы — дело неблагодарное, но мне представляется эффективным именно взращивание, причем чуть ли не со студенческой скамьи. Если сотрудник получает удовлетворение от работы, у него неподдельный, причем неугасающий интерес к профессии — это потенциальный партнер. И еще: интерес к профессии, задор — это основное и лишь потом — доходность профессии. Если наоборот, то не будет огонька, не будет той изюминки, которую интуитивно чувствует клиент, — это невозможно сыграть, в нашем деле нужно жить.
З.С.: Полностью согласна, ведь наша компания ставит образование, знания и навыки на один уровень, и хорошей основой для партнерства является юрист, которого ты долгое время «напитываешь» теорией и практикой. Это именно моя модель карьеры в компании. Ну и ключевым критерием для партнера можно назвать жажду юридической борьбы. Мы решительно настроены на высочайший уровень юридического мастерства и не стремимся занять удобное местечко выше среднего, именно поэтому от себя и от всех участников команды требуем самоотдачи и знаний.
— Каковы позиции уголовной практики в структуре украинского рынка юридических услуг?
Е.С.: Я никогда системно не исследовал этот вопрос, единственное, что могу сказать,— это стало модно. Уголовная практика появилась даже в тех компаниях, которые всегда были от нее далеки. Насколько она эффективна — другой вопрос. К сожалению, объемы этой практики растут, что свидетельствует об обострении криминогенной ситуации в стране и о колоссальных уголовно-правовых рисках бизнеса. Это ненормально, но перспектив улучшения ситуации я не вижу, нет предпосылок.
З.С.: Сегодня наиболее востребованы услуги адвокатов, работающих в уголовной сфере. Причины такой популярности адвокатов две — ухудшение криминогенной ситуации и отсутствие квалифицированных кадров в правоохранительном секторе. Вследствие этого многие (и компании, и физические лица) вынуждены обращаться к адвокатам с целью защиты своих прав и интересов в судах.
— Как складываются отношения с конкурентами?
Е.С.: Коллеги, которые специализируются в уголовной защите, друг друга знают и уважают. Наверное, с точки зрения экономики, мы конкуренты, но это не мешает нам при редких (к сожалению!) встречах общаться и делиться опытом. Отдельно хочу отметить коллег, которые работают по уголовной защите в политических процессах — здесь отношения еще более тесные, поскольку власть считает нас чуть ли не врагами народа, всячески мешает нам работать, публично отождествляет нас с нашими клиентами. По меткому выражению адвоката Андрея Смирнова, с которым мы тесно сотрудничаем, «мы (адвокаты в политических процессах — прим. Е.С.) все одной ногой в СИЗО, только пока не оформлены». Какая уж тут конкуренция…
— Возникает ли гендерный вопрос в практике уголовного права?
Е.С.: Не вижу я такого вопроса. Адвокат или работает в этой практике, или делает вид, что работает. Вопрос пола значения не имеет.
З.С.: Однозначно нет. Единственный вопрос, который есть в практике уголовного права, — квалификация.
— Какие цели поставлены в контексте развития практики и фирмы в целом?
Е.С. и З.С.: Пусть это будет секретом. Надеемся, что в ближайшее время мы сообщим ряд любопытных новостей.
Інтерв'ю заступника голови Комітету захисту прав та гарантій адвокатської діяльності Євгена Солодко розміщено в газеті "Юридическая практика"
Євген Солодко
заступник Голови Комітету захисту прав адвокатів та гарантій адвокатської діяльності НААУ