Головна цитата

Декларации, безусловно, нужны как механизм против коррупции, как способ отчетности чиновников перед обществом. Но при системе полного доступа к данным деклараций реформа может иметь неожиданный и разрушительный эффект, что подорвет доверие не только к самому декларированию. Изменения в Закон «О предотвращении коррупции» вносились 14 раз с момента его первого принятия. С учетом громкого скандального старта работы программного обеспечения для подачи деклараций не исключены и дальнейшие изменения в закон. Если к нему снова вернутся в зале парламента, важно профессионально обсудить указанные риски, проанализировать международную практику подобного законодательства и эти риски устранить. Это только усилит главную идею антикоррупционного закона.

Разбойное нападение на киевского судью, или Почему е-декларации могут стать инструментом давления на судей и не только

15:57 Пт 26.08.16 Автор : Павло Гречківський 713 Переглядів 0 Коментарів Версія для друку

Последние новости подтверждают необходимость еще раз сказать об электронных декларациях и рисках, которые содержит предусмотренная законом система.

Коротко о случившемся. В ночь на среду, День независимости Украины, судья Высшего хозяйственного суда был ограблен. Не рядовое преступление. В его дом на Подоле ворвались вооруженные люди в масках и, после пыток, получили, что искали — 20 тыс долларов и ювелирные украшения. Финал истории не самый трагический. Полиция смогла задержать преступников; пострадавший после полученных ножевых ранений остался жив.

Важный момент. В открытом доступе есть декларация этого судьи. Издание «Обозреватель» сообщило со ссылкой  на declarations.com.ua, что в 2015 год у него были два крупных земельных участка, дом площадью 99 кв м, гараж 24 кв м.  И два автомобиля - Volkswagen Golf  2000 года выпуска и ВАЗ 1985 года выпуска. Сайт ведут активисты, очевидно, в целях прозрачности власти, но только вот преступники ищут там информацию для других целей. Нужно уточнить, что это данные стандартной, при том скромной, декларации — по новой системе там были бы публично указаны и интересовавшие преступников украшения, и все ценное, что есть в доме.

Случай такого ограбления для Киева вопиющий, и говорит он не только о том, что за ростом статистики преступлений — реальный разгул криминала в традициях 90-х. Оно наглядно показывает риски системы электронных деклараций доходов и имущества чиновников, которая со скандалом и криками «все пропало» фактически запустилась.

Прежде, чем анализировать закон, скажу, что полностью поддерживаю необходимость введения деклараций и это важный компонент антикоррупционной и отраслевых реформ. Однако безопасность декларантов и их семей не может быть принесена в жертву популизму. Описанный выше случай только подтвержил опасения, которые я публично высказывал совсем недавно.

В спорах, которые сопровождали принятие Закона «О предотвращении коррупции» (в него вносились изменения в марте 2016 года), не родилась истина, а наоборот, уступила радикализму. Первая цель такого закона — борьба с коррупцией. Буквально, это указано в его названии. Действительно, европейское цивилизованное государств коррупцию минимизирует через право. Логично, что  практики европейских стран нужно заимствовать, как и европейскую политическую культуру и культуру гражданского общества. Однако, в нашей действительности многие удачные идеи извне «импортируются» в искаженном виде. В результате в законе установили режим беспрецедентной открытости данных о собственности и финансах (статья 47).

Интересная деталь по данным, которые по закону все же не публикуются. 4-й абзац части первой 47 статьи закрывает от публичного доступа паспортные данные, идентификационный код, адреса проживания и даты рождения указанных в декларации лиц, а также адрес задекларированных объектов. Однако, изменения от июля 2015 года обязывают по последней позиции все же раскрывать область, район и населенный пункт, где такие объекты находятся. Найти полный адрес будет не сложно, и такое изменение в текст закона показывает, какой принцип был определяющим - рискованная, беспрецедентная открытость, не имеющая аналогов в законодательстве других стран.  В угоду этому принципу были принесены такие права граждан (они непреложны в любом правовом государстве), как персональная безопасность, жизнь и здоровье, неприкосновенность имущества. Они остались без гарантий из-за радикального подхода, заложенного антикоррупционным законом. А эти права, безусловно, есть у всех, в том числе у тех, кто по должности обязан подавать декларации в онлайн. Это рамочное пояснение.

Если входить в детали, в правовом государстве судьи имеют гарантии независимости, и это важно для эффективной работы правосудия и верховенства права в целом. Чтобы обеспечить эти гарантии, прежде всего, минимизируются возможности политического влияния на судей. В украинской судебной системе эта минимизация, как ожидается, будет достигнута в ходе большой судебной реформы. Прописываются особые процедуры назначения и увольнения, защищающие судей от политических рокировок. И это правильно. Вот только зачем законодательство тут же делает судей уязвимыми  для таких уголовных преступлений, как описано выше? Снова зависимость, но не политической, а криминальной природы? Нужно отметить, что судебная реформа принесет кратное повышение официальных судейских зарплат. Экономическая мотивация рассматривалась как антикоррупционный механизм. То есть новые судьи не будут бедными. У них будет что вписать в декларацию.

Таким образом, профессионалы, прошедшие все этапы оценивания и конкурсов, антикоррупционые фильтры для работы в реформированной системе, будут иным законом поставлены под риск вторжения вооруженных людей в масках. Нельзя исключить, что для грабежей будут заказчики, недовольные вынесенным судьей решением или те, кто  хочет запугать судью, чтобы получить нужный результат в суде. Вариантов исполнения может быть масса, но у них один результат — рост преступности, серьезный удар по антикоррупционной политике и прямое попадание по судебной реформе, которая должна была перезапустить систему за счет новых принципиальных профессионалов и предоставления реальной независимости судебной власти.

Мы видим, как система может создать новый и довольно страшный инструмент давления. Как теперь будут поступать те, кто обязан подавать декларации, понимая, что взамен они получат чувство страха, а не чувство защищенности?

Еще  раз подчеркну, что декларации, безусловно, нужны как механизм против коррупции, как способ отчетности чиновников перед обществом. Но при системе полного доступа к данным деклараций реформа может иметь неожиданный и разрушительный эффект, что подорвет доверие не только к самому декларированию.

Изменения в Закон «О предотвращении коррупции» вносились 14 раз с момента его первого принятия. С учетом громкого скандального старта работы программного обеспечения для подачи деклараций не исключены и дальнейшие изменения в закон. Если к нему снова вернутся в зале парламента, важно профессионально обсудить указанные риски, проанализировать международную практику подобного законодательства и эти риски устранить. Это только усилит главную идею антикоррупционного закона.

Стаття  адвоката, Секретаря Ради адвокатів України, члена Вищої ради юстиції Павла Гречківського "Разбойное нападение на киевского судью, или Почему е-декларации могут стать инструментом давления на судей и не только" розміщена в профільному виданні "ЮрЛіга".

 

Автор публікації: Павло Гречківський

 

Інші публікації автора

Вестник:№6 червень 2017 - Вісник;
Річний звіт НААУ 2016 блок;
Про НААУ Вісник;
Партнерська програма 2017;
ВША;
Стратегія розвитку НААУ до 2020;
НеВестник 5;
НеВестник 4

Будьте проінформовані

Залишайтеся в курсі останніх новин, публікацій та заходів нашої організації, а також отримуйте актуальні правові огляди з коментарями юристів

Категорії

Бажаєте розмістити Публікацію

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл

НААУ вітає Вас на новому сайті!

Ця онлайн-платформа розроблена відповідно до структури глобального корпоративного сайту та сприяє кращому розумінню компетенції та напрямків діяльності Національної асоціації адвокатів України (НААУ). Сайт демонструє наше прагнення відповідати найвищим інформаційним стандартам сучасності. За його допомогою асоціація має змогу активно взаємодіяти із кожним користувачем.
Запрошуємо почати ознайомлення з порталом

Дізнатись що нового? Почати користування