Faith-контроль | НААУ

Головна цитата

Должность члена ВСП — это не наградной знак и не статус в Facebook. Если кому-то представляется, что член ВСП просто голосует на заседании раз в неделю, я его глубоко разочарую. За пределами онлайн-трансляций все выглядит не так пафосно и гламурно.

Публікація

Faith-контроль

13:01 Чт 24.01.19 Автор : Павло Гречківський 2248 Переглядів Версія для друку

По словам Павла Гречковского, адвокатуре важно сохранить независимость своих представителей в ВСП и ВККС, чтобы оставаться эффективным контрольным институтом

В 2019 году истекает срок полномочий многих членов Высшего совета правосудия (ВСП) — всех тех, кто вошел в первый состав Высшего совета юстиции (ВСЮ) после люстрации 2015 года. Роль ВСП в судебной системе по сравнению с полномочиями ВСЮ намного выше, а это значит, что конкуренция среди кандидатов в Совет должна быть чрезвычайной.

Поскольку закон требует от субъектов формирования ВСП определиться с представителями на должностях заблаговременно (для судей, адвокатов, прокуроров и ученых-юристов — не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий), то уже до конца февраля должны пройти такие съезды и конференции. Судьи и прокуроры со своими представителями определились еще в прошлом году, следующий на повестке дня — съезд адвокатов Украины, который запланирован на 15–16 февраля с.г. Именно на нем будут приниматься кадровые вопросы в отношении представителей от адвокатов в ВСП, а также Высшей квалификационной-комиссии судей Украины (ВККС).

Почему вокруг адвокатского съезда снова поднимается ажиотаж и с чем может столкнуться адвокат, получивший мандат от коллег на представительство в ВСП, рассказал представитель адвокатуры в ВСП, адвокат, секретарь Совета адвокатов Украины Павел Гречковский.

С принятием Советом адвокатов Украины решения о проведении съезда снова поднимается волна дискуссий относительно эффективности адвокатского самоуправления, необходимости его реформирования по новому закону, а значит, есть вероятность срыва съезда. Чем вызван такой интерес власти к адвокатским делам?

— Адвокатура как независимая институция и своего рода контролер соблюдения государством прав граждан имеет три рычага влияния на решения власти в сфере обеспечения права на справедливый суд и на защиту: через ВСП, ВККС и Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров (КДКП). Несмотря на то что адвокатура в силу такого статуса находится фактически в оппозиции к власти, в целом каждый думающий чиновник и политик понимает важность независимой адвокатуры и часто прибегает к сотрудничеству с адвокатами для правового сопровождения своих профессиональных задач и личных интересов.

После реформы 2016 года, когда численность судей в ВСП была увеличена, а количество всех остальных субъектов формирования минимизировано, значимость квоты адвокатуры значительно возросла. Не менее важно для власти, кто из адвокатов займет должности в ВККС и КДКП. Именно адвокаты своей работой в указанных органах продемонстрировали, что являются непредвзятыми и имеют наибольший иммунитет от влияний извне. Важно, чтобы новые выборы укрепили этот имидж представителей адвокатской профессии в органах судебной власти. Именно на это нацелено проведение съезда, а не на поддержку конкретных фамилий. И именно против этого направлен законопроект № 9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Логично, что усилия по его лоббированию и пиару возобновятся с приближением к дате съезда. Съезд — это выборы, менять законодательство о выборах во время выборов неправильно! Представьте, если сейчас принять новый закон о выборах Президента Украины?

— Вы считаете, что эта независимость может быть потеряна, если будет принят новый закон об адвокатуре по президентскому проекту?

— Давайте разберемся в мотивах реформы адвокатуры в той версии, которая внесена в парламент как законопроект № 9055. Действующий закон об адвокатуре достаточно эффективен во многих отношениях, но инициаторы реформы игнорируют тот факт, что он принимался в соответствии с выводами Венецианской комиссии и является одним из самых прогрессивных новых законов об адвокатуре в Европе. Далее. Публично мотивом принятия новой редакции закона стало расширение прав адвокатов. Но на самом деле наибольшее количество изменений содержится в разделе об адвокатском самоуправлении, о чем чаще всего умалчивают его сторонники. Эта нестыковка между публичной кампанией в поддержку законопроекта и реальным, юридическим содержанием этого документа говорит сама за себя. И она ставит вопросы о честности намерений реформаторов. Когда я читаю раздел о самоуправлении, то я не вижу, что стратегия реформы — это усиление независимости адвокатуры. Без эффективного самоуправления она невозможна. Я вижу, что прописан алгоритм избрания в самоуправление определенных людей. Чтобы быть честнее, могли бы сразу в законопроекте вписать нужные фамилии.

— Что означает быть членом ВСП?

— Должность члена ВСП — это не наградной знак и не статус в Facebook. Если кому-то представляется, что член ВСП просто голосует на заседании раз в неделю, я его глубоко разочарую. За пределами онлайн-трансляций все выглядит не так пафосно и гламурно.

Например, в 2017 году я принял решения минимум по 500 делам (это были и закрытие производства, и отказ, и открытие производства с последующей проверкой и решением дисциплинарной палаты или ВСП). Мой личный рекорд 2018 года — около 1000 рассмотренных материалов дисциплинарных производств. В итоге на начало 2019 года у меня все равно находятся в производстве примерно 1200 материалов. Из-за особенностей системы автораспределения и наличия тысяч дел, унаследованных от ВККС и Высшего совета юстиции, сколько бы я не закрыл производств, всегда остается некий «несгораемый остаток».

Кроме дисциплинарных производств, происходит масштабный процесс назначения и перевода судей. В прошлом году ВККС завершила квалификационное оценивание судей апелляционных судов, изменена система этих судов, и ВСП занимался вопросами назначения судей в апелляционные суды. В этом году нас ждет большое переформатирование судов первой инстанции — это тысячи судей, по каждому из которых ВСП должен будет принять решение; второй этап назначения судей Верховного Суда, назначение судей Высшего антикоррупционного суда, Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности.

ВСП принимает жалобы судей на вмешательство в их деятельность. Реестр сообщений судей о вмешательстве в деятельность судьи относительно осуществления правосудия публичный, и можно оценить масштабы этой задачи и эффективность этого нововведения. Фактически, получив такую жалобу, ВСП может обратиться в Генеральную прокуратуру Украины для расследования и контроля за этой ситуацией. Это максимум. То есть ВСП не имеет других действенных рычагов, чтобы добиться адекватного реагирования на реальные факты препятствования работе судей.

— Не это ли стало причиной, что не многие адвокаты подали заявки на избрание в ВСП?

— Не думаю, что адвокаты боятся чрезмерной нагрузки и ненормированного графика работы. Я вижу определенные бюрократические препятствия, например, в том, что подача документов для кандидатов неоправданно усложнена законодателем. Для человека из частного сектора, из сферы бизнеса это может казаться настолько абсурдным, чтобы даже не начинать бороться за поддержку съезда адвокатов.

От кандидата требуется много документов, и собрать их не так легко. Причем есть противоречия в разных нормативных актах относительно того, что нужно подавать. Для человека, никогда ранее не подававшего декларацию, это затратный по времени процесс, занимающий иногда несколько недель, ведь надо перепроверить все банковские счета, документы на движимое и ценное недвижимое имущество и т.д.

Кроме того, кандидат на должность члена ВСП должен дать разрешение на проведение в отношении него специальной проверки и доступ к своим персональным данным. То есть с этого момента вся жизнь становится публичной, и нужно быть готовым, что за каждым твоим шагом, за членами твоей семьи пристально следят правоохранительные и контролирующие органы, политики, СМИ, общественные деятели.

— Вы столкнулись не только с пристальным вниманием, но и с провокацией и уголовным преследованием, и тем не менее намерены баллотироваться на должность члена ВСП. В чем ваша мотивация?

— Действительно, я подал документы для регистрации кандидатом в члены ВСП. Законодательство не запрещает мне избираться на должность члена ВСП, и это право подтверждается положениями Закона Украины «О Высшем совете правосудия» и решением Конституционного Суда Украины. Кроме того, до проведения съезда адвокатов я хочу взять отпуск и заняться своей подготовкой к съезду.

Что касается мотивации. Убежден, что в ходе судебной реформы система должна по-настоящему соответствовать тем целям, которые были задекларированы на старте. Нужно честно признать: через два года реформы не все участники процесса реально равны, а давление на адвокатов и судей — часто безнаказанная практика, доступ к правосудию для граждан и разумные сроки рассмотрения дел не всегда гарантированы, и по этому параметру судебная система стала слабее в своей эффективности, чем была несколько лет назад.

Я убежден, что об этом нужно говорить честно и признавать, что не все новое стало идеальным решением многолетних проблем правосудия. Я был и остаюсь сторонником реформы, но изменения нужно проводить профессионально, поэтапно и без потери обратной связи с судейским, адвокатским сообществом, где много компетентных и честных людей. Не нужно использовать тематику реформы для разделения судейского корпуса и адвокатуры на друзей и врагов.

Я считаю, что неслучайно дело против меня появилось в момент, когда вступали в силу конституционные изменения в части правосудия. Уже тогда адвокаты стали первыми говорить публично о своем праве принимать участие в разработке профильного законодательства, критиковали некоторые нововведения. 30 октября 2018 года оправдательный приговор Шевченковского районного суда г. Киева подтвердил мою невиновность, заказной характер этого производства, провокацию и многочисленные нарушения со стороны правоохранительных органов. Более того, этот приговор стал примером для справедливых судебных решений в подобных производствах, где обвинение основывалось на провокации.

Два года борьбы за непредвзятое законное судебное решение в этом резонансном деле, консолидация адвокатского сообщества для защиты своего видения реформы адвокатуры продемонстрировали готовность адвокатуры отстаивать независимость профессии и права каждого адвоката. Уверен, что и на уровне законодательства, и в работе адвокатов в органах судебной власти мы вместе сможем защитить независимость нашей профессии и в дальнейшем.

(Автор Ірина ГОНЧАР, «Юридическая практика»)

Автор публікації: Павло Гречківський

 

Інші публікації автора

Вестник:№1-2 січень-лютий 2024 - Вісник;
Міжнародна благодійна допомога для НААУ;
Стратегія НААУ 2021-2025;
Доступ до адвокатської професії -;
Рекомендації щодо захисту професейних та;
АНАЛІЗ ПОРУШЕНЬ ПРАВ ТА ГАРАНТІЙ;
Навчальні продукти для адвокатів;
НеВестник 4

Категорії

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл