Національна Асоціація Адвокатів УкраЇни - Проект Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности № 9055: реформа или коллапс адвокатуры?

Головна цитата

В сентябре этого года Глава государства внес в Верховную Раду проект Закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (регистр. № 9055). Положения указанного законопроекта вызвали широкий резонанс не только в адвокатской среде, но и среди широких кругов общественности. Известные юристы, в первую очередь в области уголовного права, предостерегают депутатский корпус от принятия подобного закона, считая его опасным в связи с ограничением возможностей адвоката для защиты прав человека.

Проект Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности № 9055: реформа или коллапс адвокатуры?

17:38 Ср 21.11.18 Автор : Олексій Ющенко 447 Переглядів 0 Коментарів Версія для друку

В сентябре этого года Глава государства внес в Верховную Раду проект Закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (регистр. № 9055).

Положения указанного законопроекта вызвали широкий резонанс не только в адвокатской среде, но и среди широких кругов общественности. Известные юристы, в первую очередь в области уголовного права, предостерегают депутатский корпус от принятия подобного закона, считая его опасным в связи с ограничением возможностей адвоката для защиты прав человека.

Национальная ассоциация адвокатов Украины как единственная определенная законом профессиональная организация адвокатов подчеркивает неприемлемость предложенной редакции законопроекта № 9055 и заявляет, что его принятие приведет к коллапсу адвокатуры Украины.

В то же время в профессиональной среде имеются также сторонники президентского проекта, которые настаивают на необходимости оперативного проведения реформы адвокатуры.

Разберемся в вопросах реформирования адвокатуры более подробно.

Нужна ли адвокатуре реформа

Базовым законом в указанной сфере общественных отношений является Закон Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", принятый в 2012 году. Его положения соответствуют европейским стандартам в области адвокатуры, о чем свидетельствуют заключения Венецианской комиссии. На момент принятия этого Закона безусловными его достижениями стали:

– исполнение требования ПАСЕ и создание Национальной ассоциации адвокатов Украины;

– выведение из состава органов, принимающих решения о доступе к профессии и о дисциплинарной ответственности адвоката, представителей государственных органов;

– установление особого порядка обыска или осмотра офиса адвоката;

– закрепление права адвоката на адвокатский запрос и установление ответственности за непредоставление ответа на запрос;

– определение условий осуществления адвокатской деятельности на территории Украины иностранными адвокатами.

Таким образом, сегодня мы уже имеем законодательную основу, необходимую для обеспечения деятельности адвокатов и адвокатуры в целом.

В то же время мир не стоит на месте, и, как свидетельствует практика применения норм действующего закона, общественные отношения в сфере адвокатуры также требуют усовершенствования.

Однако дальнейшее реформирование адвокатуры должно происходить прежде всего путем расширения прав адвокатов и усиления гарантий адвокатской деятельности.

Кроме того, требует коренного изменения и система налогообложения адвокатов, в первую очередь тех, которые осуществляют адвокатскую деятельность индивидуально. Ведь такие адвокаты, будучи самозанятыми лицами, вынуждены приблизительно половину средств, поступающих им от клиентов, уплачивать в бюджет в виде налогов и прочих обязательных платежей.

Имеются вопросы также с представительством органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах, поскольку после внесения изменений в Конституцию Украины с 1 января 2020 года такое представительство будут осуществлять исключительно адвокаты. Это в свою очередь требует как соответствующих средств из бюджета, так и проведения определенных процедур на основании законодательства о публичных закупках.

Остается актуальной и проблема нарушения прав адвокатов, однако ее решение находится в основном в плоскости применения права.

Что предлагает законопроект № 9055 в контексте решения основных проблем в сфере адвокатуры

Что касается расширения прав и гарантий адвокатов, можно отметить отдельные положительные положения законопроекта № 9055.

Например, предусмотрен доступ адвокатов к государственным реестрам (реестру досудебных расследований, реестру исполнительных производств); установлена обязанность адвоката сохранять тайну даже в случае согласия клиента на ее разглашение; упрощена процедура направления адвокатского запроса и т. п.

Однако в целях имплементации подобных и других норм в законодательство Украины достаточно внести отдельные изменения в действующий Закон Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности". Кстати, на момент внесения Президентом Украины проекта № 9055 в парламенте уже были зарегистрированы около десятка законопроектов о внесении изменений в действующий закон. Однако принять решения по затронутым в этих проектах вопросам народные депутаты, к сожалению, не смогли.

Кроме конструктивных предложений о расширении прав адвокатов, проект № 9055 содержит целый ряд положений, которые в случае их принятия и дальнейшей реализации существенно ухудшат не только положение адвокатов, но и уровень представительства и защиты прав граждан. Ведь, исходя из Конституции Украины, основной функцией адвокатуры является предоставление профессиональной юридической помощи. Особое значение приобретает указанный вопрос в уголовном процессе, где адвокату фактически противостоит государство в лице целой системы органов.

Опасными для реализации прав адвоката являются положения проекта о злоупотреблении правом, согласно которым любого адвоката можно будет привлечь к ответственности по надуманным мотивам фактически за предоставление профессиональной юридической помощи своему клиенту. Например, предложенное разработчиками законопроекта понятие "злоупотребление правом на адвокатский запрос" (ч. 11 ст. 25 проекта) определено не четко, поскольку содержит субъективный фактор.

Особую критику адвокатов вызвали предложенные в проекте № 9055 изменения к УПК Украины касательно злоупотребления процессуальными правами. Как таковое "злоупотребление" предлагается определить, в частности, "заявление заведомо безосновательного отвода", "обращение в суд с заведомо безосновательным ходатайством о временном доступе к вещам и документам". Указанные понятия сами по себе являются субъективными, а их применение приведет к устранению из процесса "неугодного адвоката", который профессионально отстаивает интересы своего клиента.

Вопрос налогов и прочих обязательных платежей внесенный Президентом Украины законопроект не регулирует, поэтому снижения налоговой нагрузки на адвокатов в случае его принятия ожидать не стоит.

Что касается представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах. Предложенная в проекте № 9055 модель содержит потенциально коррупционные риски. В частности, статьей 30 проекта предусмотрено, что адвокат, который работает в органе государственной власти или адвокатского самоуправления, должен прекратить адвокатскую деятельность. В то же время он имеет право представлять в суде орган, в котором работает. Также установлено, что такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности в качестве адвоката.

Таким образом, с одной стороны лицо является работником государственного органа, а с другой – может быть привлечено к ответственности как адвокат. Это несовместимые вещи.

Концептуальные недостатки проекта № 9055

Предложенная в проекте № 9055 реформа адвокатуры содержит ряд концептуальных недостатков, на которых стоит остановиться отдельно.

Проект предлагает ослабить Национальную ассоциацию адвокатов Украины и усилить региональные органы адвокатского самоуправления. Большинство вопросов будут решать на местном уровне региональные палаты адвокатов.

Рассматривать указанную проблематику необходимо с точки зрения основной задачи адвокатского самоуправления, которой в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 44 действующего Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" является обеспечение независимости адвокатов, защита от вмешательства в осуществление адвокатской деятельности.

Реализация предложенной реформаторами идеи, по которой вместо одной централизованной организации за соблюдение прав адвокатов должны бороться 27 разветвленных палат регионального уровня, безусловно, приведет к ослаблению адвокатуры в целом и к ухудшению уровня институциональных гарантий прав адвоката в частности. В связи с этим согласиться с такой концепцией нельзя.

Кроме того, предусмотренная статьей 55 проекта модель проведения конференций адвокатов региона, по которой 10 – 15 % адвокатов будут принимать решения за всех адвокатов региона без какого-либо на то делегирования им таких полномочий, будет иметь следствием имитацию адвокатского самоуправления на местном уровне. Реализация подобных положений законодательства также может привести к проведению в каждом регионе сразу нескольких конференций, каждая из которых будет принимать собственные решения, избирать свое руководство и претендовать на легитимность.

Проект содержит нормы, указывающие на то, каким образом адвокатам нужно принимать решения в органах адвокатского самоуправления: рейтинговым, тайным голосованием и т. п. Однако на современном этапе развития адвокатуры Украины адвокаты способны самостоятельно решать подобные вопросы.

В завершение темы адвокатского самоуправления необходимо подчеркнуть, что Национальная ассоциация адвокатов Украины существует и развивается как независимая от государства организация уже 5 лет, не получая ни одной копейки бюджетных средств. В связи с этим для усовершенствования ее работы не имеет смысла полностью разрушать то, что уже функционирует. Если же имеется необходимость что-либо изменить в ее деятельности, вполне возможно это сделать без уничтожения действующей системы.

Одним из важных вопросов для каждого юриста в контексте законодательства об адвокатуре является доступ к профессии адвоката.

В соответствии со статьей 6 проекта, для того чтобы стать адвокатом, необходимо иметь двухлетний стаж работы помощником адвоката, судьи или прокурора. Всем остальным юристам доступ к профессии закрыт, что является дискриминационным положением.

Также в сегодняшних сложных социально-экономических условиях не каждый адвокат, особенно это касается тех, кто осуществляет адвокатскую деятельность индивидуально, может позволить себе оформить помощника, поскольку это дополнительная финансовая нагрузка.

Указанные факторы, заложенные в проекте № 9055, в своей совокупности приведут к ограничению доступа к профессии адвоката.

Далее. Для того чтобы стать адвокатом, согласно статье 8 проекта лицо должно представить определенный перечень документов, среди которых – рекомендация адвоката, стажером которого работало такое лицо. Проект вводит понятие "стажер", которым может быть исключительно помощник адвоката.

При этом не учтено положение части первой статьи 26 Закона Украины "О предупреждении коррупции", которое запрещает лицу, уволившемуся из органа государства или местного самоуправления, в течение года со дня увольнения представлять интересы любого лица, в том числе в судах, по делам, в которых другой стороной является орган, где работало такое лицо на момент увольнения.

Подобная ситуация несет в себе коррупционные риски.

Проект предусматривает, что решение о положительном или отрицательном результате сдачи квалификационного экзамена лицом, изъявившим намерение стать адвокатом, принимает аттестационная палата Высшей квалификационной комиссии адвокатуры. Решение Высшей квалификационной комиссии адвокатуры об отрицательном результате экзамена лицо может обжаловать, опять-таки, в эту же Высшую квалификационную комиссию адвокатуры, но уже в апелляционную палату (статья 9 проекта).

Новеллой по сравнению с действующим Законом Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" является ограничение права лица на обжалование решения Высшей квалификационной комиссии адвокатуры о результатах экзамена в судебном порядке. Проект предусматривает возможность обращения в суд только после пересмотра решения аттестационной палаты Высшей квалификационной комиссии адвокатуры апелляционной палатой этого же органа. Подобный подход является нарушением конституционного права лица на судебную защиту, которое гарантировано каждому статьей 55 Конституции Украины. По поводу толкования этой статьи Основного Закона Украины имеется решение Конституционного Суда Украины от 25 декабря 1997 года № 9-зп (дело по обращениям жителей города Желтые Воды), в котором четко указано, что суд не может отказать в правосудии, если права лица нарушены.

Иными словами, в соответствии со статьей 55 Конституции Украины для обращения в суд не нужно дополнительных оснований, таких как предварительное решение какого-либо органа или институции, достаточно факта нарушения права.

 

ВЫВОД:

Приведенные положения законопроекта № 9055 свидетельствуют о том, что его поддержка Верховной Радой будет иметь негативные последствия не только для адвокатов, но и для всех граждан. Как уже было указано, основной задачей адвокатуры является предоставление профессиональной юридической помощи. От того, как будут защищены права адвоката и какие возможности для адвоката будут предусмотрены законодательством, непосредственно зависит уровень выполнения адвокатом своих функций. Поэтому от внедрения любых новаций, содержащих потенциальную опасность для адвокатуры и адвокатов, в конечном итоге пострадают обычные граждане.

Учитывая, что после внесения в парламент проекта № 9055 зарегистрировано два альтернативных проекта от народных депутатов, наилучшим выходом из указанной ситуации будет подготовка единого комплексного законопроекта, который бы максимально соответствовал интересам адвокатуры.

Інтерв'ю  Олексія Ющенка опублікована на сторінці Інтернет видання "ЮРИСТ&ЗАКОН"

Автор публікації: Олексій Ющенко

 

Інші публікації автора

Вестник:№11 листопад 2018 - Вісник;
Річний звіт НААУ 2017;
Партнерська програма 2018;
Навчальні продукти для адвокатів;
Про НААУ Вісник;
Стратегія розвитку НААУ до 2020;
НеВестник 5;
НеВестник 4

Будьте проінформовані

Залишайтеся в курсі останніх новин, публікацій та заходів нашої організації, а також отримуйте актуальні правові огляди з коментарями юристів

Subscribe to our mailing list

* indicates required

Категорії

Бажаєте розмістити Публікацію

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл

НААУ вітає Вас на новому сайті!

Ця онлайн-платформа розроблена відповідно до структури глобального корпоративного сайту та сприяє кращому розумінню компетенції та напрямків діяльності Національної асоціації адвокатів України (НААУ). Сайт демонструє наше прагнення відповідати найвищим інформаційним стандартам сучасності. За його допомогою асоціація має змогу активно взаємодіяти із кожним користувачем.
Запрошуємо почати ознайомлення з порталом

Дізнатись що нового? Почати користування