Головна цитата

Качество законопроекта № 5610 серьезно встревожило профессиональные адвокатские круги, так как документ предусматривает значительное увеличение сроков содержания под стражей

Выжать все сроки

15:54 Чт 16.03.17 Автор : Лідія Ізовітова 1037 Переглядів 0 Коментарів Версія для друку

Качество законопроекта № 5610 серьезно встревожило профессиональные адвокатские круги, так как документ предусматривает значительное увеличение сроков содержания под стражей

Лидия Изовитова
Специально для «Юридической практики»

На текущей пленарной неделе ожидается рассмотрение проекта Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно усовершенствования механизмов обеспечения задач уголовного производства» (рег. № 5610). Документ уже принят в первом чтении по сокращенной процедуре рассмотрения, после того, как только с 9-й попытки был включен в повестку дня парламента.

Законопроект активно поддерживает, если не сказать навязывает обществу, Генеральная прокуратура. Его необходимость, согласно пиар-материалам ГПУ, поясняется тем, что на действующей законодательной базе не удастся довести до обвинительного приговора самые резонансные уголовные дела. Такая логика ставит под сомнения не только профессионализм работы прокуратуры в конкретных расследованиях, но и понимание руководством прокуратуры природы законодательства и непреложности прав и свобод всех граждан. Прецедент изменения УПК по политическим мотивам, причем изменения в сторону ограничения прав и свобод всех граждан, выглядит более чем дико для демократического правового государства.

Качество законопроекта и его идеология серьезно встревожили профессиональные адвокатские круги. Когда в парламенте в декабре 2016 года оказался законопроект № 5490 с идентичными положениями, Совет адвокатов Украины сразу обратился в Верховный Совет с призывом не допустить его принятия. Мы изложили юридические аргументы и указали на полное несоответствие практике Европейского суда по правам человека. По нашей оценке, законопроект содержал реальные угрозы конституционным правам и свободам граждан и прямо противоречил статьям 8, 19, 29, 59, 62, 63, 64, 1311,1312 Конституции Украины, европейским обязательствам Украины в сфере прав человека.

К счастью, тогда законопроект № 5490 даже не попал в повестку дня. Но вскоре его фактически заменили новым документом под регистрационным номером 5610. Этот законопроект содержит аналогичные угрозы и риски и приведет к разрушению гуманных демократических правовых основ системы уголовного процесса. Обе законодательные инициативы как по своему содержанию, так и по способу лоббирования и рассмотрения свидетельствуют об опасной тенденции превращения уголовного законодательства в репрессивное, а уголовных производств — в способ преследования и расправ. Сейчас его инициаторы ведут довольно агрессивную информационную кампанию по поддержке законопроекта с использованием очень манипулятивных аргументов. При этом все, кто критикует предложенные изменения в УПК, автоматически оказываются в списке «врагов». Общество просто вводят в заблуждение по поводу содержания и целей этих законодательных инициатив.

Насколько авторитетна и справедлива критика такой затеи? Известные юристы, адвокаты, адвокатское сообщество в целом, от имени которого говорит Совет адвокатов Украины, сходны в своих негативных оценках. Мы сделали несколько открытых заявлений, в том числе приняли решение САУ, которое довели до сведения руководства Верховного Совета и народных депутатов. Мы открыто назвали эту законодательную инициативу наступлением на европейские стандарты прав человека на Украине. Это не голословное заявление, это глубокая экспертная оценка.

Законопроект прямо противоречит стратегическим документам, определяющим цели и направления реформ в сфере правосудия. В частности, Стратегия реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015–2020 годы (утверждена указом Президента от 20 мая 2015 года) определяет одним из направлений реформирования «усовершенствование процессуального обеспечения справедливости и права на защиту в ходе уголовного производства». 25 августа 2015 года главой государства была подписана Национальная стратегия в области прав человека. Зачем? Ведь в свете таких законодательных инициатив она превращается в набор лозунгов. По сути, предлагаемыми изменениями в УПК перечеркнута вся глава «Обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность». В случае принятия изменений в УПК по законопроекту № 5610 состоится кардинальное изменение идеологии реформы в сфере правосудия. Вместо европейских стандартов она будет означать возвращение к авторитарному уголовному праву, в котором для прав человека не отведено должного места.

Документ содержит многочисленные нарушения конституционного права на защиту (статья 63 Конституции Украины) и права на своевременное уведомление об обвинении. В случае принятия законопроекта вручение повесток будет осуществляться через официальные печатные издания, а заочное осуждение станет правилом. Это приведет к росту сфабрикованных дел с обвинительными приговорами, ведь миллионы украинцев по объективным и субъективным причинам проживают не по месту своей официальной регистрации.

Еще одна новелла законопроекта — значительное увеличение сроков содержания под стражей (с 12 до 18 месяцев) — нарушит конституционное право граждан на личную свободу. Подозреваемые, чья вина еще не доказана, будут намного дольше содержаться в СИЗО, часто в нечеловеческих условиях. Вместе с предложенным порядком исчисления сроков при объединении производств этим будут нарушены и разумные сроки уголовного производства, закрепленные в статье 28 УПК и пункта 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года. Затягивание расследования позволит держать людей в неопределенном статусе подозреваемых в течение нескольких лет.

Как согласовываются такие положения закона с конституционной нормой о том, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод?

Нужно сказать, что вывод Главного научно-экспертного управления Верховного Совета также рекомендует по результатам рассмотрения в первом чтении вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы на доработку.

Однако позиции адвокатского сообщества и гражданского общества, которое 9 марта с двух площадок представило аналогичные критические замечания к законопроекту № 5610, демонстративно игнорируются. Из этой ситуации есть несколько выводов. Во-первых, дискредитирована идея реформ. За красивой вывеской реформаторства все чаще оказываются совершенно противоположные идеи: отход назад, кулуарные договоренности и личные счеты. Во-вторых, мы видим упорные усилия по ужесточению уголовного законодательства и нивелированию роли защиты. Это короткая дорога в старые добрые времена, когда все приговоры были обвинительными, а у граждан просто не было прав.

Хотела ли прокуратура как лоббист этих идей слушать позицию адвокатов, юристов, специалистов в уголовном праве? Похоже, что все-таки нет. Попытка установить диалог предпринималась. На рабочем совещании в ГПУ несколько недель назад нам предложили предоставить свои правки к законопроекту, однако мы настаивали на том, что законопроект вообще не может быть принят и правки не способны изменить его авторитарную суть. На совещании присутствовали и представители гражданского общества, и адвокаты семей Небесной сотни. От них также прозвучали опасения, что изменения в УПК откроют возможности для преследований обычных граждан по сфабрикованным обвинениям. С какой целью проводилась эта встреча? Действительно ли услышать и учесть профессиональное мнение или добиться консенсуса, который затем выдать за соучастие в этом маневре? Лоббирование законопроекта в его первоначальном виде продолжается, из чего можно сделать очевидный вывод: нас просто хотели использовать.

К сожалению, парламенту настоятельно предлагается переписать «новый» Уголовный процессуальный кодекс в редакции УПК 1960 года. Ключевое отличие между ними — это гарантии прав граждан на защиту и личная свобода, которые уважают в демократических правовых странах и которые являются декларациями в странах полицейских. Даже беглый юридический анализ покажет несоответствие изменений в УПК Конституции Украины и Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, к которой Украина присоединилась еще в 1997 году.

Даст ли санкцию адвокатура на репрессивные изменения Уголовного процессуального кодекса, где права человека превратятся в декларацию, а защитник — в статиста? Вопрос риторический. Мы продолжаем открыто призывать членов парламента, профильный комитет по правовой политике, руководство Верховного Совета проявить благоразумие, прислушаться к профессиональным аргументам, а не к громким и фальшивым лозунгам и принять решение в интересах всех украинских граждан.

Стаття Лідії Ізовітової «Выжать все сроки» опублікована  у виданні  «Юридическая практика»

Автор публікації: Лідія Ізовітова

 

Інші публікації автора

Вестник:№5 травень 2017 - Вісник;
Про НААУ Вісник;
Партнерська програма 2017;
ВША;
Стратегія розвитку НААУ до 2020;
НеВестник 6;
НеВестник 5;
НеВестник 4

Будьте проінформовані

Залишайтеся в курсі останніх новин, публікацій та заходів нашої організації, а також отримуйте актуальні правові огляди з коментарями юристів

Категорії

Бажаєте розмістити Публікацію

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл

НААУ вітає Вас на новому сайті!

Ця онлайн-платформа розроблена відповідно до структури глобального корпоративного сайту та сприяє кращому розумінню компетенції та напрямків діяльності Національної асоціації адвокатів України (НААУ). Сайт демонструє наше прагнення відповідати найвищим інформаційним стандартам сучасності. За його допомогою асоціація має змогу активно взаємодіяти із кожним користувачем.
Запрошуємо почати ознайомлення з порталом

Дізнатись що нового? Почати користування