Какие скрытые ловушки содержит Уголовно – процессуальный Кодекс Украины для граждан | НААУ

Головна цитата

С помощью возбужденного уголовного дела, либо по факту якобы совершенного правонарушения, либо в отношении лица, не важно, следователь, прокурор берут разрешение у следственного судьи на проведение обыска у гражданина, который возможно в будущем будет подозреваемым, возможно и нет, либо у юридического лица.

Публікація

Какие скрытые ловушки содержит Уголовно – процессуальный Кодекс Украины для граждан

16:19 Вт 07.02.17 Автор : Анатолій Фесенко 4400 Переглядів Версія для друку

Проблемы  с проведением обысков, не возвратом имущества, и бессрочным расследованием уголовных дел.

 

С помощью возбужденного уголовного дела,  либо по факту якобы совершенного правонарушения, либо в отношении лица, не важно, следователь, прокурор берут  разрешение у следственного судьи  на проведение обыска у гражданина, который возможно в будущем будет подозреваемым, возможно и нет, либо  у юридического лица.

 

Во время обыска изымают разрешенные определением судьи предметы (правда не всегда разрешенные).

 

Обыск может проводиться не обязательно у подозреваемого либо обвиняемого.

 

Хорошо  для обыскиваемого, если он окажется  в своем помещении на момент проведения следственного действия,  либо успеет приехать к моменту обыска и откроет двери. Плохо, если следователь, прокурор не пожелают  ждать и без владельца, пользователя помещения взломают двери, проведут обыск. Затем уйдут, не дождавшись хозяина либо арендатора.

 

В этом случае возникают противоречия  между статье  236 Уголовно-процесуального кодекса и статьей  30 Конституции Украины,  которая разрешает проникать  в жилье либо иное помещение  лица  без его присутствия  в исключительных случаях, связанных со спасением жизни людей либо имущества, преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступлений.

 

Понятно, что эта проблема не отражается болезненно на  лицах  подозреваемым в тяжких и особо тяжких преступлениях,  отсутствующих   на территории Украины на всегда,  либо надолго.

 

Если изъятые при обыске предметы , не являются и не признаны  вещественными доказательствами по делу, либо судья отказался  накладывать на них арест, прокурор обязан вернуть их владельцу.   На практике  не всегда  происходит возврат.

 

Приведу три примера.

  

В первом случае  при обыске у  двух граждан, которых без вручения подозрения назвали контрабандистами наркотиков, были изъяты – гаджеты.  После прошествия шести месяцев процессуальной борьбы о возврате  имущества,  прокурор отказался его возвращать, и не смог предоставить доказательства,  якобы совершенного преступления.   

Следственный судья удовлетворил  нашу жалобу о возбуждении уголовного дела в отношении следователя и прокурора за превышение служебных полномочий. К сожалению, собственники гаджетов, кстати, один из них оказался пострадавшим  после «проведенного обыска», далее  не пожелали «связываться»  с правоохранительными органами. Прошел год. Имущество не возвращено.

 

Вопрос: - Имущество  перешло в собственность следователя и прокурора, либо они им пользуются?

 

Во втором случае  по надуманным  мотивам было возбуждено уголовное дело, якобы по факту мошенничества по части 1 статьи 190 Уголовного кодекса Украины.  Арестована квартира  с запретом  распоряжения и даже права пользования, т.е проживания  в ней собственнику.  Хотя  оплату  коммунальных платежей  он обязан осуществлять.

На протяжении восьми месяцев  не устанавливается мошенник т.е. подозрение не вручается . Арест не отменяется,  даже частично с правом проживания в квартире.

Процедура, прописанная Уголовно-процессуальным кодексом  о снятии ареста в определенных случаях с квартиры,  на прокурора, следственного судью «не действует».   

В качестве экспертимента будем подавать жалобу в Высший  спецализированный суд Украины, если того пожелает Клиент. Как сказал клиент: «Возможно  выжидают, когда одна сторона по сделке в силу возраста умрет, а вторая, возможно, откажется от квартиры».

 

В третьем случае у юридического лица  во  время обыска были изъяты лекарственные препараты принадлежащие ему,  а к уголовной ответственности привлекается работник этого предприятия. Статья 170 Уголовно-процессуального кодекса Украины в описываемом случае запрещает накладывать арест на данное имущество. Арест не был наложен. Но прокурор отказывается возвращать мед.препараты, сроки которых истекают, в распоряжение собственника. Нуждающиеся больные остаются без необходимых медпрепаратов.   Более того, обвинительный акт был возвращен прокурору в связи с тем, что прокурором не были указаны  нормативно-правовые акты на которые он ссылался. Они вообще  отсутствуют в законодательной базе Украины. Конечно,  не следовало возбуждать уголовное дело.

Но, прокурор не устранив неустранимые ошибки, второй раз направил обвинительный акт в суд.  У меня спрашивают:

  • «Сколько раз можно возвращать обвинительный акт прокурору?»
  • «Почему прокурор не придерживается сроков досудебного следствия после   возвращения ему обвинительного акта?»

 

Считаю одной из процессуальных проблем в законодательстве вышеописанных случав - это наличие имеющихся  противоречий между Основным законом Украины –Конституцией Украины и действующим Уголовно-процессуальным кодексом Украины, состоящего из нечетко прописанных, противоречивых норм.  

 

Вторая проблема  заключается в отсутствии  в Уголовно-процессуальном кодексе Украины  конкретных сроков досудебного следствия.  

 

Статья   114 Уголовно-процессуального кодекса Украины, предусматривающая понятие «разумных» сроков,  которые действуют с момента внесения данных в Единый реестр досудебных расследований   и  до момента вручения уведомления о подозрении лицу, практически предоставляет  возможность правоохранительным органам «вечно» держать под «прицелом» любое неугодное лицо, изымать имущество и т.д. не предъявляя уведомления о подозрении. С момента вручения уведомления о подозрении, дело с обвинительным актом должно быть направлено в суд  не позже двух месяцев, в отдельных случаях может быть продлено либо прекращено.

 

Еще одна скрытая проблема связана с отсутствием отдельной четкой нормы права, прописывающей обязанность прокурора  возобновлять срок досудебного следствия и продлевать его, если сроки прошли после возвращения ему обвинительного акта. Как показывает практика, прокурор, получивший обвинительный акт не продлевает срок досудебного следствия, который прошел, мотивируя  тем, что он не проводит следственные действия. Может направлять обвинительный акт в суд до тех пор, пока не окончится, например, общий срок досудебного следствия, установленный статьей 219 УПК Украины. «Относительно хорошо», если лицо подозревается (обвиняется) за преступление небольшой или средней тяжести, по которому общий срок досудебного следствия не может превышать  6 месяцев.    

При отсутствии доказательств, человек может «потерпеть» 6 месяцев, пока обвинительный акт будут  «футболить» из суда в прокуратуру и назад.

 

Я описал только  незначительную часть скрытых недостатков действующего Уголовно-процессуального кодекса Украины, которые необходимо устранять  принятием новых законопроектов.

 

Проблема и в том, что предложения, рекомендации к существующим законопроектам и законам по устранению и внесению изменений в «неконституционные» нормы УПК Украины разрабатываются и направляются  нашим Комитетом законодательных инициатив по вопросам адвокатской деятельности при Национальной ассоциации адвокатов Украины в Верховную Раду, но, к сожалению, представители народа не принимают их во внимание.

Автор публікації: Анатолій Фесенко

 

 

Інші публікації автора

Вестник:№1-2 січень-лютий 2024 - Вісник;
Міжнародна благодійна допомога для НААУ;
Стратегія НААУ 2021-2025;
Доступ до адвокатської професії -;
Рекомендації щодо захисту професейних та;
АНАЛІЗ ПОРУШЕНЬ ПРАВ ТА ГАРАНТІЙ;
Навчальні продукти для адвокатів;
НеВестник 4

Категорії

Надішліть файл із текстом публікації у форматі *.doc, фотографію за тематикою у розмірі 640х400 та Ваше фото.

Оберіть файл